ЦЕННОСТНАЯ СОЛИДАРИЗАЦИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ В РОССИИ
Представление результатов исследования
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Все самое важное и интересное для журналиста, массового читателя и просто заинтересованного посетителя сайта из результатов исследования в краткой форме
СПОРНЫЕ ПРАКТИКИ
В настоящее время идет обсуждение, разрешить или запретить некоторые спорные социальные практики в нашей стране. На карточке обозначены такие практики. Скажите, пожалуйста, следует каждую из перечисленных социальных практик запретить, разрешить в исключительных случаях
или разрешить?
На этапе планирования исследования было выделено несколько острых тем («спорных практик»), отношение к которым, как мы предполагали, в некоторой степени, должно быть взаимосвязано с классом ценностей респондента. К спорным практикам мы отнесли темы, вызывающие бурные общественные дискуссии. По поводу одних спорных практик (гомосексуальный брак, продажа и ношение оружия, проституция) в обществе существует консенсус, в то время как другие (усыновление детей иностранцами, смертная казнь, эвтаназия, аборты) – демонстрируют раскол мнений. Однако исследование показало, что принадлежность человека к тому или иному классу ценностей не предопределяет его отношение к тем или иным «спорным практикам».
В частности, люди, декларирующие определенные ценности, могут не всегда их придерживаться. Единственным классом, который показал статистически значимое отличие в разрезе отношения респондентов к спорным практикам – это класс Самоутверждение, в который попали люди, придерживающиеся либеральных ориентиров.
СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ
Какие страхи и опасения беспокоят сегодня россиян.

За прошедшие с предыдущего замера (2006 г.) 12 лет «рейтинг» личных тревог и страхов россиян существенно не изменился, однако можно констатировать тенденцию к усилению частоты опасений из-за рисков, связанных с материальными потерями, и рисков для личной свободы и репутации. Заметно возросли страх потери свободы (в т.ч. боязнь тюремного заключения), что, вероятно, является следствием ужесточения российской правоприменительной практики и низкого уровня доверия к исполнительным органам власти.

Схожие тенденции обнаруживаются и при анализе ответов респондентов об опасности возможных событий и явлений в стране. Значимо выросли опасения по поводу возможной войны России с другими государствами (доля серьезно опасающихся 29% - 2006 году, 48% - 2018), страх возобновления репрессий в стране (17% - 2006, 33% - 2018) и боязнь ограничения демократических свобод (22% - 2006, 27% - 2018). С третьего на первое место в числе общероссийских страхов поднялась боязнь террористических атак (54% ответов «очень опасаюсь»).

При этом стоит отметить, что субъективный уровень тревоги по поводу массовой безработицы снизился (66% - 2006, 47% - 2018), а также со 2-го на 8-е место упал страх перед криминализацией общества. Тенденцию к снижению показали и опасения, связанные с коррупцией и утратой моральных ценностей.

В вопросах обеспечения собственной безопасности россияне стали меньше полагаться на Бога (популярность этого ответа снизилась на 12%) и больше рассчитывать на самих себя и своих близких (88%), также незначительно выросла надежда на помощь со стороны государства и Президента.

В целом можно сказать, что уровень тревожности за будущее нашей страны заметно вырос – сегодня каждый четвертый россиянин смотрит в будущее со страхом и опасением (в 2006 г – 13%).


ЗДОРОВЬЕ
Ценность здоровья для себя и близких заняла верхнюю строчку рейтинга ценностей россиян. Является ли высокий рейтинг ценности здоровья признаком того, что россияне стремятся к здоровому образу жизни или, наоборот, это индикатор нехватки здоровья у населения?
Критериями здорового образа жизни является правильное питание, отсутствие вредных привычек, систематические занятия спортом. Наше исследование показало, что только 4,5% принявших участие в исследовании россиян придерживаются формальных критериев ЗОЖ – не пьют, не курят, регулярно занимаются спортом, и только 7% оценивают свой уровень здоровья как «очень хороший».

Что можно сказать об остальных опрошенных россиянах? Половина из них оценивают свой уровень здоровья как «средний». При этом больше половины - занимаются спортом редко, либо не занимаются вовсе. Почти треть россиян выпивают раз в месяц и чаще, чуть больше трети россиян курят. Максимально далекое от здорового образа жизни поведение продемонстрировали 7% участников исследования - эти люди указали, что они одновременно курят, пьют и не занимаются спортом.
СЕМЬЯ
В социологии семья определяется как союз супругов, воспитывающих детей (родных по крови или принятых на воспитание), имеющий систему духовно-нравственных отношений, общий между членами семьи быт. Под семейными ценностями понимается система духовно-нравственных и морально-этических норм конкретной семьи, которые регламентируют не только взаимодействие между ее членами, но и их взаимодействие в обществе, с окружающей действительностью. Ценность «семейное счастье, дети» оказалась второй в рейтинге значимости ценностей россиян, но статистика разводов и снижающиеся темпы демографического роста скорее свидетельствуют о том, что эта ценность носит дефицитарный характер. Иными словами, россиянам не хватает реализации себя в семейной жизни, какой бы они себе ее не представляли.

Лакмусовой бумагой, свидетельствующей о трансформации института семьи, может служить изменение отношения населения к некоторым неоднозначным семейным явлениям –гражданскому браку, супружеским изменам, добрачному сексу и т.д. Проанализировав мнения опрошенных о ряде таких явлений, мы выделили несколько характерных групп среди респондентов: традиционалистов (11%), модернистов (44%) и реалистов (12%).
Между модернистами и реалистами нет существенной разницы по половозрастным параметрам. Соотношение долей мужчин и женщин в группе реалистов составляет 45% к 55%, а в группе модернистов 47% к 53%. В группе традиционалистов же со значительным перевесом преобладают женщины – 63%. По возрасту распределение получилось более разнообразным. В соответствии с теоретической моделью в группе модернистов оказалось больше молодежи и людей из средней возрастной группы. В группах реалистов и традиционалистов, напротив, превалировали старшие возрастные группы. В целом можно с уверенностью сказать, что тенденция к смягчению нравов населения продолжает расти.
КОЛЛЕКТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Является достаточно очевидным предположение, что любые установки индивидов в поле человеческих взаимодействий имеют декларативный характер и воспроизводятся индивидами в качестве смыслов, приписываемых поведению окружающих и своему собственному. Более того, собственное позиционирование в существующей вокруг человека сложной структуре взаимоотношений и статусов выстраивается относительно подобных декларируемых установок, помогая ориентироваться в смысловом пространстве «своих-чужих». Поведенческие установки в отношении локуса контроля, бесспорно, являются декларируемыми, впрочем, вполне вероятно и то, что на их природу оказывает существенное влияние и само состояние общества, провоцируя индивидов вести себя определенным образом и ожидая от своих партнеров по взаимодействию определенных ориентаций.

С тем, чтобы замерить существующий среди россиян локус контроля, выраженный в установках на индивидуализм и коллективизм, в текущем исследовании были сформулированы 6 пар суждений, в каждой из которых одно суждение характерно для индивидуалистичной парадигмы, а другое – для коллективистской. Респондентам предлагалось выбрать, какое из каждой пары суждение им кажется наиболее близким.
При рассмотрении оценок суждений респондентами в целом можно отметить, что суждения, отражающие установки на коллективизм среди россиян боле популярны, нежели установки индивидуализма, хотя и не для всех пар суждений это верно. Таким образом, можем заключить, что ориентация в собственном поведении на коллективистские модели поведения более распространены в современном российском обществе, более того, исходя из процентных распределений оценок суждений, можно предположить, что отношение к эгоцентрическим установкам возможно негативно.
РЕЛИГИЯ
Чуть больше половины населения страны (56%) назвали себя православными христианами. Вообще верующими (любой конфессии) считают себя 62% опрошенных. Пятая часть в Бога не верует или равнодушна к вопросам веры (18%).

Интересен такой феномен религиозного сознания современного общества, как «вера без религии» – люди, которые верят в Бога, но не желают идентифицировать себя ни с одной из традиционных конфессий. Как видно, численность этой категории достаточно ощутима – 17%.

С точки зрения социально-демографических показателей, среди респондентов, которые декларируют себя как православные, повышены доли женщин, лиц старшего возраста (от 60 лет и старше), пенсионеров, жителей поселков городского типа и малых городов (с численностью 50-100 тыс. чел.), людей, не очень благополучных в социальном плане («денег хватает только на еду»). Среди неверующих более высоки, чем в среднем по выборке, доли мужчин, молодежи (18-24 года), студентов, временно не работающих, жителей средних городов (100 тыс. чел. до 500 тыс. чел), ощущающих себя «абсолютно счастливыми», не поддерживающих власть. Среди тех, кто верует, но не относит себя ни к одной конфессии (внеконфессионально верующих), чаще можно встретить людей молодого возраста (25-34 года), работающих, материально обеспеченных.
Пятая часть православных христиан (19%) посещает храм часто (раз в месяц и чаще), что составляет 10,5% от всего населения страны. Можно сказать, что эта именно та часть православных, которая в полной мере отвечает признакам формальной (внешней, поведенческой) религиозности. Треть православных (35%) ходит в храм несколько раз в год и еще почти столько же (32%) – раз в год и реже. Совсем не посещают храмы 13% называющих себя православными.

1% опрошенных среди занятий, которым они посвящают свое свободное время, назвали «посещение храмов, религиозная активность».
В качестве показателей внутренней религиозности (значение веры в личной жизни, духовная жизнь) использовались данные о ценностных предпочтениях россиян. Среди двадцати предложенных респондентам индивидуальных ценностей была такая позиция, как «вера в Бога». Опрашиваемым предлагалось выбрать среди всего списка ценностей не более пяти наиболее важных и столько же наименее важных лично для них ценностей.
Несомненно, взаимосвязь между внешней религиозностью (частотой посещения храмов) и ценностными приоритетами присутствует, однако не столь тесная, как можно было бы предположить. По сути, эти цифры означают, что более 80% даже «воцерковленных» верующих (условно назовем так группу православных, часто посещающих храмы) не придают вере первостепенную значимость. Более того, почти пятая часть из них (19%) открыто заявляют, что вера не является для них наиболее важной или ценной.

Для 80% россиян нравственность не определяется верой и даже не зависит от нее. Интересно, что и сами православные (и даже часто посещающие храм) в своем большинстве придерживаются этой же позиции.

Только четверть населения (24%) уверены, что религиозные ценности должны лежать в основе нашего общества. Остальные три четверти опрошенных (74%) полагают, что российское общество необходимо строить на общих ценностях, признаваемых всеми, независимо от их этноконфессиональной принадлежности. Таким образом, респонденты, по крайней мере, в своих декларативных суждениях, не склонны придавать религии значимой роли ни в плане общественного устройства, ни в плане личной нравственной позиции.



Среди общественных институтов РПЦ традиционно занимает лидирующие позиции – ее деятельность одобряют большинство россиян.

Позитивно к РПЦ относятся половина опрошенных (50%), с некоторой долей сомнений (в чем-то доверяют, в чем-то нет) – 22%, негативно – 16% респондентов.

Отношение к РПЦ сильно разнится в зависимости от общего отношения к религии. Так, если только 8% православных выражают негативные чувства по отношению к РПЦ, то среди неверующих этот показатель составляет уже 30%. Наоборот, в группе православных респондентов позитивный настрой РПЦ выражают 63% (в группе часто посещающих храм даже выше – 70%), среди всего населения этой позиции придерживаются уже 50%, а среди неверующих разительно меньше – 24%.

Таким образом, авторитет РПЦ в обществе хотя и высок, но его нельзя назвать безусловным. На фоне достаточно скептического отношения населения к другим общественным институциям и государственным органам, высокое общественное доверие РПЦ представляется вполне позитивным и значимым фактом общественной жизни. Однако, несомненно, существует определенная часть общества, относящаяся к структурам РПЦ с осторожностью, сомнениями или даже полным недоверием. Даже среди православных «воцерковленных» численность этой группы достигает почти 30%, не говоря уже о той части граждан РФ, которые себя совсем не считают православными.
ИДЕОЛОГЕМЫ
Для упорядочивания полученных данных и дальнейшего анализа, все пространство ответов респондентов относительно политико-идеологических установок (ответы на 8 пар суждений по идеологемам) было концептуально разделено на две группы:
- социалистические воззрения (усиление роли государства в экономике и увеличение социальных гарантий, перераспределение общественных благ в интересах справедливости, отрицание роли индивидуализма и т.п.) и
- либеральные установки (уменьшение государственного вмешательства в экономику, соблюдение принципов индивидуализма и свободы, примат закона над справедливостью и др.).

Респонденты, которые выбрали установки одной и той же группы более 5 раз (из всех 8 выборов пар суждений) были отнесены к сторонникам этой группы. В итоге получилось следующее наполнение групп:
1) Социалистические установки - 8% (более 5 раз выбрали установки социалистического плана);
2) Смешанные установки - 56% (выбрали в равной степени установки как из социалистической, так и из либеральной группы);
3) Либеральные установки - 33% (более 5 раз выбрали установки либерального плана);
4) Отсутствие идеологических установок - 3% (сделали мало выборов, затруднились ответить).